english
Биография Галерея Фото Рецензии Контакты Главная

"Мир красоты и гармонии.
Творчество Азата Галимова".


 

Руслан Бахтияров


кандидат искусствоведения, научный
сотрудник ГРМ,
член Ассоциации искусствоведов (АИС)

В многоликом и многообразном современном искусстве, с его непрерывными поисками нового, неизведанного, мы еще острее ощущаем потребность в произведениях, сохраняющих высокую живописную культуру, отмеченных тонким, проникновенным воплощением красоты мира человека и мира природы. Живопись современного петербургского художника Азата Галимова является убедительным свидетельством жизненности традиций реалистического искусства, которому подвластно воплощение прекрасного во всем многообразии его зримых проявлений.

Кратко обозначим основные факты жизненной и творческой биографии живописца – те вехи совершенствования таланта, которое необходимо каждому художнику. Азат Галимов с благодарностью вспоминает художественную школу города Инта и учительницу рисования, подметившую талант будущего живописца и посоветовавшую продолжать занятия. Затем была учеба в Художественно-реставрационном училище в городе Волжске, служба в армии и, наконец, переезд в Ленинград и поступление в Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной (ныне СПбХПА им. А.Л. Штиглица), которое Азат окончил в 1986 году. Через шесть лет он вступает в Петербургский союз художников и становится постоянным участником проводящихся здесь весенних и осенних выставок. Полученные профессиональные навыки позволили мастеру уверенно решать живописные задачи, которые он ставит в каждой из своих работ.

В своих ранних городских пейзажах и натюрмортах Азат Галимов стремится к строгому, четкому рисунку, внимательно воссоздающему конкретный городской или деревенский мотив. Здесь автору важна каждая деталь, каждый элемент композиции, который органично вводится в единое живописное целое. В результате возникает достоверный, почти документально точный образ петербургской набережной, архитектурного или скульптурного памятника, городского сада или скверика. Однако сам художник ощущал недостаточность такой трактовки образа города. Не случайно он обращается к опыту импрессионистической живописи с ее пристальным интересом к передаче световоздушной среды в определенное время года. Важная роль здесь, безусловно, принадлежит длительной работе на пленере – открытом воздухе, когда художник в процессе работы над картиной постигает характер освещения, насыщающего атмосферу города бесчисленными, зачастую неуловимыми оттенками, придающими ей трепетность, изменчивость. Но, в отличие от классиков зарубежного и отечественного импрессионизма, Азат Галимов не растворяет очертания зданий или фигур прохожих в подвижной живописной среде, создавая в своих пейзажах собранный, устойчивый образ городского вида или природного мотива. Именно так ему удается с необычайной убедительностью донести до зрителя поэтику Львиного мостика, Летнего сада, набережной Фонтанки у Пантелеймоновского моста. Поэтичны сами названия работ, посвященных Летнему саду и скульптурам, не одно столетие украшающим его аллеи («Поздняя осень. Летний сад», «Летний сад. Аврора и Ночь»).

Камерные по характеру деревенские пейзажи Азата Галимова отмечены проникновенной, лирической интонацией, которая достигается самими выразительными средствами живописи – тонко разработанными оттенками, гармоничным тональным решением, фактурой красочного слоя («Немятово. Теплый вечер»). В работах, выполненных Галимовым в зарубежных странах – Италии, Турции, Черногрии, Болгарии, Китае, привлекает умение подметить в отдельном, конкретном городском или пейзажном мотиве характерное, типичное именно для этой страны, способность прочувствовать особый ритм жизни, словно подчиняющий себе движение кисти художника. Этот ритм – в очертаниях старинных зданий, украшающих площадь Сан-Марко, властно увлекающих зрителя в пространство знаменитых венецианских каналов («Улочка Венеции», «Солнечный день в Венеции»), и в экзотическом облике китайских пагод на фоне пронзительной синевы неба («Весна в Пиньяо»), и в суете стамбульских улочек, контрастом которой является величественная торжественность турецких мечетей с высокими минаретами («Султан- Ахмет. Старая улочка в центре Стамбула.», «Зимний Стамбул»). Среди работ, написанных в Турции, есть и выразительные портретные образы, органично включенные в пространство пейзажа («Кафе в Стамбуле на Принцевых островах»).

Свой живописный колорит, своя неповторимая атмосфера нерукотворной среды – у природы, состояние которой так часто оказывается созвучным настроению человека. Особой одухотворенностью живописного решения отмечены красочные натюрморты с цветами, которые, в отличие от традиционных образцов «букетного» жанра, не извлечены из естественной «среды обитания» и показаны как часть безбрежного и прекрасного мира природы («У садовой ограды», «Розовая симфония», «Кусты пионов»). Как правило, художник редко вводит в свои натюрморты изображение неба. Но запечатленные лепестки и листья садовых цветов, омытые теплым дождем или освещенные ярким солнечным светом, сами раскрывают состояние природы в тот момент, когда живописец создавал свою картину.

Творчество Азата Галимова получило заслуженную известность и признание у ценителей реалистического искусства. Его имя включено в каталог «Лучшие художники России» в 2007 году. Персональные выставки Азата Галимова проходили в Петербурге (галерея «Голубая гостиная» Санкт-Петербургского союза художников) и за рубежом (Художественная галерея города Раахе, Финляндия, Арт-галерея города Стамбул). Художник не перестает совершенствовать свое мастерство. Он много и плодотворно работает в любое время года, раскрывая в хорошо знакомых мотивах и образах новые грани красоты и гармонии.

8 ноября 2010

Вверх