english
Биография Галерея Фото Рецензии Контакты Главная

"Творческие путешествия
художника Азата Галимова".


 

Руслан Бахтияров


кандидат искусствоведения, научный сотрудник ГРМ,
член Ассоциации искусствоведов (АИС)


Работы петербургского живописца Азата Галимова словно возвращают нам в новом, более ярком свете первозданную красоту природы, и то, что создано руками человека . Его творчество получило заслуженную известность и признание у ценителей реалистического искусства – не случайно имя мастера включено в каталог «Лучшие ху дожники России».

Азат не первый год путешествует по разным странам мира.
В Турции, которую он посещает каждый год и порою работает в ней по нескольку месяцев, любимые маршруты – Стамбул, Принцевы острова( Adalar) , в частности   Buyukada и остров Мармара. А в прошлом году, в рамках проекта «Ворота Востока» Азату довелось побывать и в провинции Чанаккале на Эгейском море. Также худкожни подолгу работал в городах Болгарии и на острове Кипр в знаменитом курортном городе Пафос, с которым связаны и увлекательные предания античной мифологии, и первые шаги христианства на островах и территориях Средиземноморья. Результатом этих путешествий неизменно становятся новые живописные работы и новые замыслы, к которым художник возвращается уже в своей петербургской мастерской.
Какие события были для живописца самыми важными в его юные годы? Пожалуй, его первые шаги в искусстве напоминают начало творческой биографии многих его ровесников, обнаруживших призвание художника. Азат Галимов с благодарностью вспоминает школу города Инта и учительницу рисования, которая заметила пробуждающийся талант и дала судьбоносный совет – продолжать занятия и учиться живописи на профессиональном уровне. Затем была учеба в Художественно-реставрационном училище в городе Волжск, служба в армии и переезд в Ленинград и поступление в ЛВХПУ имени В.И.Мухиной (сейчас это Санкт-петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица), которое Азат окончил в 1986 году.
Через шесть лет он вступает в Петербургский Союз художников и становится постоянным участником весенних и осенних выставок, которые каждый год проводятся в его залах.

Полученные профессиональные навыки позволили мастеру уверенно решать живописные задачи, которые он ставит в каждой работе. Уже в первых самостоятельных городских пейзажах и натюрмортах Азат Галимов вырабатывает свой подход к созданию живописного произведения, который станет определяющим в его творчестве. Он отдает предпочтение уверенному четкому рисунку, с помощью которого можно внимательно и бережно запечатлеть на холсте образ деревни или города с его старинными зданиями, площадями и набережными, скульптурными памятниками и прохожими, спешащими по своим делам. Мастер словно любуется в своих полотнах каждой привлекающей взгляд деталью архитектурного убранства города на Неве, его великолепных садов и парков или маленьких скверов в любое время года. Перила моста и крыши домов, покрытые снегом, ослепительно белым, скрипучим, искрящимся в морозный день или тающим под теплым весенним солнцем, сочная зелень листвы и горячий летний воздух или удивительный калейдоскоп красок золотой осени – кажется, всё подвластно кисти художника. Такие пейзажи Азат создает и сейчас, открывая зрителю немного иной, наверное, более поэтичный и тонкий образ большого города, найденный когда-то создателями импрессионизма. Отправляясь с холстом и этюдником на природу или на городские улицы, французские мастера впервые открывали для себя и для зрителя настоящий свет и воздух. Убрав из палитры черный цвет, они даже самую глубокую тень видели цветной, наполненной звучными рефлексами. Азат Галимов вслед за своими великими предшественниками часто работает на пленере. Он стремится воплотить не только красочную гамму полюбившегося мотива при утреннем или дневном свете. Мастера привлекает сама атмосфера Петербурга с бесчисленными, зачастую неуловимыми оттенками, придающими изображению трепетность, изменчивость. Но в отличие от прославленных мастеров французского импрессионизма он не растворяет контуры зданий или фигур прохожих в подвижной живописной среде. Художник как бы включает напряженную жизнь города в ясную, всегда четко построенную композицию. Она может быть динамичной, как в изображении зданий, обрамляющих уходящую вдаль улицу в историческом центре Северной столицы, или спокойной, навевающей лиричное настроение. Именно благодаря этому мастеру удается столь убедительно донести до зрителя очарование самых известных петербургских мотивов: Львиного мостика, Летнего сада или набережной Фонтанки у Пантелеймоновского моста.
Проникновенной, лирической интонацией наполнены и деревенские пейзажи Азата Галимова. Автор достигает этого ощущения тонко разработанными оттенками, гармоничным тональным решением или энергичными прикосновениями кисти, оставляющими фактурные мазки. Благодаря этому поверхность холста наполняется ощущением трепетного прикосновения к теплоте земли, согретой июльским солнцем или к прозрачной красоте золотой осени. Весной нынешнего года Азат побывал в Плёсе и на Валдае. Старинный русский город предстает перед нами в пору половодья, когда небо, река и церковь связаны воедино красивой приглушенной жемчужно-серой гаммой («Валдай. Серебряный свет»). Столь же поэтичны картины «Плёс. Варваринская церковь» и «Плёс. Вечерний звон», «Плёсские просторы. Весна» – полотна, исполненные в благословенных левитановских местах. Изображая широкие просторы, художник не просто стремится запечатлеть пробуждение природы после долгого зимнего сна река, но вслед за великим мастером русского пейзажа создаёт проникновенный образ Родины, России.
Картины и этюды, написанные Галимовым в Италии, Турции, Черногории, Болгарии или Китае, привлекают способностью художника уловить и воплотить кистью и красками ритм жизни в каждой из стран, где довелось побывать живописцу.
Этот ритм оживает в очертаниях старинных зданий, украшающих площадь знаменитого собора Сан-Марко, или властно увлекающих зрителя в пространство знаменитых венецианских каналов. Интересно, что художник отправился в этот город… зимой. И это не случайно, потому что он стремился найти в живописи то, что сближает Венецию Северную – Петербург, с Венецею «настоящей». У художника много пейзажей, написанных в Венеции под дождем. Во влажной атмосфере совсем по-другому воспринимается свет, который излучают ее архитектурные памятники. На площади Сан-Марко этот свет совершенно особенный, золотисто-розовый… Суметь передать его – особая задача многих художника.
Работая в Турции, мастер также отдает предпочтение городскому пейзажу. И даже в своих портретах он гармонично включает образ модели в окружающее пространство, наполненное теплым мягким светом («Кафе в Стамбуле на Принцевых островах»). А суетливая жизнь узких стамбульских улочек сменяется торжественным величием мечетей с высокими минаретами зимнего Стамбула.
Особой одухотворенностью живописного решения отмечены у художника цветочные натюрморты, которые в отличие от традиционных образцов это жанра не извлечены из своей естественной «среды обитания». Они показаны как часть безбрежного и прекрасного мира природы («Розовая симфония», «Кусты пионов»). Запечатленные на холсте лепестки и листья садовых цветов, омытые теплым дождем или освещенные южным солнцем, доверчиво раскрывают состояние природы в тот момент, когда живописец создавал свою картину.
Азат Галимов дважды совершал путешествия в Китай, посетив провинции Пиньяо, Аньхой, Гуандун, Тунчуань и остров Хайнань. Пейзажи, посвященные этим городам, отмечены большей свободой живописного исполнения и стремлением передать первое, самое непосредственное впечатление от полюбившегося мотива. Радостное настроение, наполняющие улицы небольшого города в солнечный день, порой сменяется умиротворенной печалью, когда во влажном воздухе или тумане постепенно тают очертания зданий, деревьев и горных вершин («Под шепот дождя», «Дождливое утро в Тунчуани»). Среди китайских полотен художника Галимова отметим цикл работ, посвященных Пиньяо. Это уникальный город, который можно смело назвать музеем под открытом небом. Здесь в неприкосновенности сохранилась древняя бытовая архитектура. Неповторим даже колорит Пиньяо, который мастер бережно сохраняет в цветовом строе своих полотен. Этот город буквально скрыт под пылью веков, которая приглушает яркость цветов и звучность оттенков, и делает монохромной саму его атмосферу... Обращаясь к опыту импрессионистической живописи и постоянно работая на пленере, мастер как бы постепенно постигает характер освещения, насыщающего городскую среду бесчисленными цветовыми нюансами. Порой манера исполнения у Азата Галимова отличается особой свободой, свойственной натурному этюду, как например, в полотнах «У хрустальной воды. Тунчуань», «Тихий вечер. Монастырь Чикоу». Каждый раз он создает в своих пейзажах собранный, конструктивный образ небольшого китайского города или природного мотива («Под сенью каменного моста», «Серебристый день.»). Используя тонко разработанные оттенки и гармоничное тональное решение, художник словно пытается постичь своеобразную утонченную, во многом непривычную для нас философию Поднебесной империи. К примеру, в изображении дерева, склонившего ветви над тихими водами большой реки заметна та особая одухотворенность, которая характерна для изображения природы в китайских декоративных ширмах или в живописи тушью. Однако, независимо от избранного мотива, Азат органично сочетает свойственную культуре Дальнего Востока поэтическую образность с классической европейской живописной системой, за прошедшие десятилетия ставшей естественной и необходимой частью творческой практики многих живописцев Китая.
Творчество Азата Галимова, получившее заслуженное признание у ценителей реалистического искусства в России и за рубежом, вносит свой вклад в дело культурных взаимоотношений наших двух стран. Автор открывает многое существенное для себя и в самой великой древней культуре Китая, не одно столетие хранящей свое удивительное притягательное очарование. Творческие путешествия мастера и его живописные работы, созданные на родине, могут быть близки друг другу или существенно различаться способом художественного решения. Однако они создают диалог разных традиций и культур, несомненно, обогащающий палитру живописца новыми мотивами, новыми красками.

Азат Галимов не перестает совершенствовать свое мастерство. Он много и плодотворно работает в любое время года и раскрывает хорошо знакомых мотивах и образах новые грани красоты и гармонии. Именно в этом он видит главное призвание художника, находящего неисчерпаемый источник вдохновения в окружающем мире и в творчестве своих предшественников – великих мастеров русской и мировой живописи.

Вверх